ЭНЦ начинает обучение педагогов-организаторов для пациентских школ сахарного диабета

13-15 февраля 2023 года в Государственном научном центре ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России в очно-заочном формате состоится первый трехдневный курс по новой учебно-образовательной программе, разработанной в системе повышения квалификации медицинского персонала, под названием «Ведение школы для больных сахарным диабетом».

Слушателями курса выступят врачи эндокринологи и медицинские сестры из субъектов Российской Федерации, отобранные региональными департаментами здравоохранения и эндокринологическими центрами с целью обучения знаниям и практическим навыкам в работе с пациентами с сахарным диабетом 1 и 2 типов в системе действующих и развертываемых в рамках Федерального проекта «Борьбы с сахарным диабетом» специальных амбулаторных кабинетов – «школ для пациентов с сахарным диабетом».

Программой предусмотрен двухдневный (14-15 февраля 2023 года) семинар смешанного состава (врачи и медицинские сестры) на тему «Терапевтическое обучение пациентов с сахарным диабетом – обязательный компонент лечебного процесса. Организационные и практические вопросы».           

К участникам обратится директор ГНЦ ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России член-корреспондент РАН Наталья Мокрышева. С установочно-мотивирующим докладом выступит заместитель директора Института диабета, заведующий отделением диабетической стопы, президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация» доктор медицинских наук Гагик Галстян.

Вниманию участников семинара будут предложены структурированные программы обучения пациентов с СД 1 и 2 типов. Теоретическая часть в обоих модулях будет закреплена через практическую активность слушателей, которые разделятся на группы и будут имитировать последовательно занятия с будущими пациентами по таким важнейшим аспектам обучения, как самоконтроль, гипогликемия, гипокалорийное питание, физические нагрузки, алкоголь, количественная оценка углеводов. Действия в группах будут подлежать обсуждению в открытом дискуссионном формате.

Запланировано два двухчасовых занятия по помповой инсулинотерапии и психологическим основам терапевтического обучения.

Важным моментом обучения станет выполнение метаплана «Что может препятствовать эффективному обучению пациентов с диабетом?». Данная практика, основанная на дискурсивном подходе и методе сбора и обработки идей и мнений в группах, хорошо себя зарекомендовала в клинической практике, поэтому организаторы ожидают от такого формата высокого образовательного эффекта. Техникой мета-плана, в частности, предусмотрено, что все участники группы будут записывать свои собственные идеи или мнения по теме по принципу «одна идея на одной карточке». В процессе мозгового штурма идеи будут подлежать коллегиальной оценке. Заполненные в группе карточки подлежат закреплению на пин-плате и ранжированию. Все будет визуализировано и весьма наглядно, а модератору предстоит не только упорядочить карточки и структурировать мыслительные процессы в контексте групповой работы, но и выявить связи, о которых обучаемые – будь то врачи, медсестры или будущие пациенты – могут не знать и даже не подозревать.

Помимо двухдневного основного семинара, медицинские сестры пройдут дополнительную программу по теме «Роль медицинской сестры в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом». На этом занятии предстоит детально разобрать критерии диагностики сахарного диабета, освоить правила ухода за стопами, изучить используемые в инсулинотерапии пероральные сахароснижающие препараты.

Особое внимание будет уделено в потоке медицинских сестер разбору темы самоконтроля гликемии с закреплением на практике, а также овладению техникой осуществления инъекций инсулина. Слушателей познакомят с симптоматикой гипогликемии и принципами рационального питания при СД 2. В завершение, организаторы предложат заполнить опросник для оценки уровня знаний, а результаты анкетирования вынесут на обсуждение.

По итогам курса все слушатели, успешно прошедшие обучение, подлежат аттестации на предмет получения квалификации по программе ведения школ для больных сахарным диабетом, получат соответствующие удостоверения о повышении квалификации.

- Разработанный в нашем Центре новый учебно-образовательный курс представляется очень важным, потому что в рамках проекта Федеральной программы «Борьба с сахарным диабетом» в субъектах Российской Федерации будут открыты (в дополнение к имеющимся) амбулаторные кабинеты «Школа для пациентов с сахарным диабетом», в связи с чем потребуются квалифицированные специалисты для работы в этих кабинетах. Подготовка педагогов-организаторов для таких школ имеет стратегический характер, мы ее заранее тщательно спланировали, и надеемся, что «первый блин комом не будет», - говорит директор «НМИЦ эндокринологии» Наталья Мокрышева. –  образовательная деятельность полностью соответствует специальному решению ВОЗ по терапевтическому обучению пациентов и этот вопрос является самостоятельным разделом современной медицины, а также важнейшей составляющей лечения хронических заболеваний, прежде всего, сахарного диабета.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее и к изменению поведения, и к истинному умению управлять лечением СД в активном союзе с врачом. В нашей стране накоплен немалый опыт в сфере обучения пациентов с СД: практически во всех регионах функционируют «Школы для пациентов с сахарным диабетом», изданы структурированные программы для обучения разных категорий пациентов, выпущены наборы плакатов, слайдов и других наглядных пособий, сняты учебные фильмы, созданы интернет-сайты, - рассказала Наталья Георгиевна.

- В настоящее время, - дополняет директор Института диабета академик РАН Марина Шестакова, - в диабетологической практике требуются особые кадры клиницистов, подготовленные не только в области классической медицинской практики, но и умеющие обучать так, чтобы вовлечь пациента в лечебный процесс. Выявление, диагностика и лечение необходимы, но для их эффективного осуществления столь же необходимо понимание психологии пациента. Врачи должны знать, как организовать длительное наблюдение, так как они остаются со своими пациентами на многие годы и совместно управляют заболеванием.

В современном понимании, обучение пациентов характеризуется как динамический и интерактивный процесс, в котором поведение и опыт обучающегося являются главными составляющими. Обучение требует от медицинских профессионалов освоения основ педагогики, в связи с этим разработаны специальные курсы последипломного образования, обеспечивающие соответствующую подготовку специалистов, - отметила Марина Владимировна.

Следует добавить, что рекомендации по обучению пациентов с сахарным диабетом с уровнем доказательности данного метода лечения изложены в Клинических рекомендациях по сахарному диабету Общественной организации «Российская ассоциация эндокринологов» (2020-2022 гг.). В порядках оказания медицинской помощи по профилям «эндокринология» (приказ Минздрава России от 12.12.2012 №899н) и «детская эндокринология» (приказ Минздрава России от 12.12.2012 №908н, с изменениями - приказ Минздрава России от 25.03.2014 №132н) (Приложение №11 в порядке по профилю «эндокринология» и Приложение №7 в порядке по профилю «детская эндокринология») отражены правила организации деятельности кабинета «Школа для пациентов с сахарным диабетом». В рекомендациях «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом» 2022 года обозначены основные организационные моменты проведения терапевтического обучения.

Общественной организацией «Российская ассоциация эндокринологов» и сотрудниками ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России разработано Методическое руководство «Организация работы кабинета “Школа для пациентов с сахарным диабетом”» (2022 г.), в котором подробно освещены все позиции, необходимые для организации и проведения терапевтического обучения пациентов в кабинетах «Школа для пациентов с сахарным диабетом»:

  • концепция и принципы проведения терапевтического обучения;
  • организационные и технические вопросы обучения пациентов с сахарным диабетом;
  • перечень показателей для отчетной документации по мониторингу деятельности кабинетов «Школа для пациентов с сахарным диабетом»;
  • методологические основы терапевтического обучения;
  • модели и формы обучения пациентов;
  • структурированные программы обучения;
  • литература и информация для пациентов.

 

Пресс-служба «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России