Форум по оптимальному обеспечению населения йодом состоялся в БЕЛГРАДЕ (Сербия), 2-4 марта 2011 года

Форум по оптимальному обеспечению населения йодом состоялся в БЕЛГРАДЕ (Сербия), 2-4 марта 2011 года. Форум прошел под эгидой Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Глобального международного альянса по питанию (GAIN)

В Сербии действует закон о Всеобщем йодировании соли, что привело к значительным успехам в ликвидации заболеваний связанных с дефицитом йода в этой стране.
Цель Форума – провести итоги 10-летней работы в странах Восточной Европы по профилактике дефицита йода в питании. 
В составе делегации от России Посол Доброй воли ЮНИСЕФ А.Е.Карпов рассказал о причинах, препятствующих скорейшему принятию закона о профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода в России и в Украине. Профессор Е.А. Трошина (ФГУ ЭНЦ) выступила с докладом «Дефицит йода в России. Современное состояние проблемы», в котором были представлены данные эпидемиологических исследований заболеваний, связанных с дефицитом йода в России, а также проанализированы результаты региональных профилактических программ, направленных на профилактику дефицита йода в питании. Б.Г.Бокитко (Роспотребнадзор) осветил в своем выступлении деятельность министерства, направленную на преодоление дефицита микронутриентов в питании.   В рамках Форума прошли дискуссии по обсуждаемым темам с участием представителей Минздравсоцразвития, Минсельхоза, Объединения Руссоль, НИИ питания и др., межсекторальные консультации по оптимальному обеспечению йодом населения путем использования йодированной соли, в т.ч. в хлебопекарной и мясоперерабатывающей промышленности. Было принято решение об активизации деятельности Общественного координационного совета по борьбе с ЙДЗ в России и намечены дальнейшие перспективы его работы, направленные на принятие закона о профилактике ЙДЗ в России.
Основные выводы Форума:

• В регионе ЦВЕ/СНГ в 2000‐10 годах произошли значительные положительные сдвиги в
реализации стратегий всеобщего йодирования соли (ВЙС). Если в начале этого периода в регионе было всего несколько стран, где велась эффективная работа по обеспечению адекватного приема йода населением, то к 2010 году такая работа привела к успеху в 45% стран региона, а в 30% стран успех был близок; при этом речь идет о достижении стратегической цели не менее чем на 75%. Информация, полученная из 9 стран региона, добившихся успеха, еще раз подтверждает, что реальные стратегии ВЙС вполне достаточны для устранения йододефицита у населения. Настоящий анализ показывает, что прием йода населением улучшается в особенности в тех странах, где национальное законодательство требует «реального» йодирования всей соли, поставляемой как в пищевую промышленность, так и в домохозяйства. Это указывает на то, что концентрации усилий только на соли для домохозяйств, составляющей лишь видимую для общества долю потребляемой соли, недостаточно.
• Накопленный в течение десятилетия опыт говорит о том, что общий прогресс во многом был предопределен тем, что большая часть всей пищевой соли в регионе поставляется 15
крупными соляными отраслями, работающими в рамках норм, устанавливаемых агентствами по стандартизации и метрологии и под юрисдикцией министерств промышленности и торговли. В нескольких крупных компаниях была введена современная система обеспечения качества, определяемая стандартом ИСО 9005. 
• Важную роль в обеспечении качества поставок соли в тех странах, которые полностью или частично зависят от ее импорта, играют инспекции продовольственных товаров. В этих странах основными факторами, определяющими полное соответствие поставляемой соли требованиям адекватного йодирования, являются тщательность осуществляемых проверок и применение последующих санкций к нарушителям. Поскольку фирмы‐импортеры несут расходы в случаях рекламации и при возврате забракованного товара, эти факторы весьма эффективны. Важную роль играют также инспекции, осуществляющие контроль продуктов питания на рынках и в пищевой промышленности. В Беларуси, обязательное йодирование всей соли, поставляемой в пищевую промышленность, является главным тактическим приемом успешного осуществления ВЙС и обеспечения адекватного приема йода населением.
• Важным  является разработка национальных информационных кампаний, направленных на информирование населения. Другими важными моментами являются стимулирование заинтересованных лиц, изоляция противников и введение соответствующих разделов знаний в действующие учебные программы. Информация для населения не должна нацеливаться на его стимулирование делать больше покупок. Что касается малых предприятий, то здесь следует больше уделять внимания мероприятиям и подготовке в области обеспечения качества продукции и продвижения продукции заказчикам. Новым в данном вопросе оказалось то, что в ряде стран Восточной Европы и СНГ среди технических специалистов существует отрицательное мнение о пригодности йодированной соли для консервирования продуктов. В то же время, введению ВЙС упорно сопротивляются некоторые влиятельные ученые в России и на Украине, что может
быть объяснено их слабым пониманием концепций и принципов общественного здравоохранения, а также особыми отношениями, сложившимися с представителями промышленности, агрессивно продвигающими альтернативные продукты.
• В регионе есть значительные возможности для оценивания статуса приема йода населением. Почти в половине стран имеются лаборатории йода, осуществляющие внешнее оценивание качества. Появились новые методы организации, проведения и анализа результатов национальных обследований, такие как оценивание приема йода беременными женщинами, анализ параметров распределения концентрации йода в моче для установления индекса оптимального приема йода, а также современные методы анализа зависимостей между основными показателями поставки, приема и усвоения йода. Эти разработки весьма перспективны с точки зрения обеспечения надлежащего надзора и устойчивого предупреждения йододефицита.

В заключении следует отметить, что в  регионе ЦВЕ/СНГ представлены новые данные о мероприятиях и результатах борьбы с йододефицитом в отдельных странах и регионе в целом за последнее десятилетие. В этот период в регионе произошли существенные положительные сдвиги в области обеспечения качества и информационной доступности. Тем не менее, тяжелое положение все еще сохраняется в странах с большим населением – России и Украине. Именно здесь нужно сосредоточить свои основные усилия. Есть проблемы и в некоторых других странах региона.