Ядерная медицина в НМИЦ эндокринологии

Для современной медицины становится все более естественным объединение нескольких дисциплин в единую систему с новыми синергетическими возможностями. Так получилось с биологией и инженерией, когда возникла биоинженерия, или в случае со слиянием медицинской терапии и молекулярной генетики, давшем начало генотерапии. А сегодня на стыке ядерной медицины и трансляционных «омик» (геномики, метаболомики, транскриптомики, протеомики) зарождается новое мультидисциплинарное направление – радиогеномика.

Инновационно-стратегическая идея о создании центра полного биотехнологического цикла на стыке ядерной (тероностика) и трансляционной (молекулярно-генетическая) медицины с использованием IT-технологий (биомоделирование, искусственный интеллект) появилась в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, где функционирует Институт онкоэндокринологии. В нем собраны высококлассные медицинские специалисты в области радиологии, онкологии, хирургии, радиогеномики и онкогеномики, биодозиметрии и тераностики («терапия плюс диагностика»).

С помощью Института онкоэндокринологии сегодня в Центре можно пройти полный комплекс современных методов обследования и лечения. В их числе: методы лучевой визуализации (УЗИ, рентгенография, КТ, МРТ, ОФЭКТ), эндоскопия и морфологическая диагностика (пункция, экспресс-биопсия, ИЦХ и ИГХ), онкомаркеры, геномные и постгеномные исследования.

В Институте развернут специальный научно-исследовательский блок, работающий на полном производственном биомедицинском технологическом цикле: сначала осуществляется радионуклидная диагностика, затем дозиметрия и уже потом терапия. В перспективе задуманы две лаборатории — проектирования и радиохимического синтеза новых радиофармпрепаратов с заданными характеристиками и дозиметрического обеспечения тераностики (биодозиметрия крови, математическое моделирование и пр.). Тем самым созданы все предпосылки для развертывания на базе ЭНЦ первого в России Центра метаболической ядерной тераностики.

Важно отметить, что с помощью современного циклотрона, например, Cyclone KIUBE, возможна автономно нарабатывать непосредственно в медицинском учреждении все известные радиофармпрепараты для однофотонной и позитронной эмиссионной томографии, совершенствовать передовые способы их производства. Например, технологии радиохимического синтеза типа HIGHMOR I-124, PINCTADA METAL и SYNTHERA. Во всем мире данные технологии применяются непосредственно в медицинских учреждениях для автономности технологического цикла, снижения логистических потерь при транспортировке радиоактивных изотопов, их оперативной доступности для пациента, повышения радиационной безопасности.

Особое значение имеет метод мультимодальной лучевой визуализации, который раньше был монометодом (КТ, МРТ), а теперь стал гибридным (ОФЭКТ/КТ, ПЭТ/КТ, ПЭТ/МРТ): на структурную (анатомическую) картину мы как бы «напыляем» метаболическую (функциональную) информацию. Благодаря этому видны все нормальные (физиологические) и не нормальные (патофизиологические) накопления метаболита, меченого радиоактивным изотопом. Мы отмечаем патологическое образование и смотрим, где еще есть очаги болезни. Методом исключения мы вычисляем и характеризуем патологию – отмечает директор Института онкоэндокринологии, д.м.н. Павел Олегович Румянцев.

С помощью лучевой визуализации специалисты могут расшифровать очаг болезни или посмотреть, как пациент «отвечает» на лечение.

 – Открываются возможности для изучения самой ткани: патологическая, нормальная, врожденный дефект или артефакт. При таком подходе корректнее использовать такой термин, как метаболическая ядерная тераностика, поскольку в основе радионуклидной диагностики и лечения лежат генетические и, как следствие, метаболические процессы - говорит Павел Олегович.

С помощью метаболизма можно проанализировать, например, функциональное состояние щитовидной железы. Так специалисты проводят диагностику на повышенный захват щитовидной железой йода. Это позволяет распознавать и локализовать гормонально активные опухоли. Классический пример – околощитовидные (паращитовидные) железы, которые регулируют кальциевый обмен. Стойкая гиперфункция одной или нескольких околощитовидных желез вызывает повышение кальция в крови, которая достаточно просто диагностируется по анализу крови на кальций.

Но главный вопрос: сколько их и где она/они находятся? Она/они могут локализоваться в типичном месте, а может быть расположена за грудиной, вплоть до диафрагмы. С помощью метаболической визуализации радиологи могут найти этот орган абсолютно в любом участке. Пациенту вводится специальный радиофармпрепарат, который накапливается селективно и не выводится из железы, показывая ее четкое месторасположение. Интераоперационная визуализация или гамма-навигация помогают найти образование во время операции, чтобы удалить его радикально и минимально травматично.

Персонализированная парадигма в диагностике и лечении пациента – главная установка Института онкоэндокринологии.

Анализ биомаркеров в крови и пункционном материале дополняет информацию по пациенту и его болезни. В итоге, принимается оптимальное решение при аргументированном понимании тактики лечения опухолевой патологии. Специалисты смотрят, что происходит с пациентом и опухолью в процессе лечения, оценивают результат лечения по различным шкалам объективного ответа опухоли.

Очень важно понимать генетический и метаболический профиль новообразования. Чем больше современных генетически-трансляционных и молекулярно-визуализирующих технологий, тем лучше мы осведомлены о том, как протекает болезнь у каждого пациента, какие предпосылки клинического успеха и угрозы резистентности и осложнений, какой потенциал для победы над болезнью и как им правильно распорядиться, – считает П.О. Румянцев.

Институт онкоэндокринологии активно развивает датабанкинг и биобанкинг. Это технологии накопления клинического и биологического материала для будущих поколений. Основной потенциал трансляционной доказательной медицины будущего.

– В нашей деятельности ключевая ценность – сплоченная команда единомышленников. Если каждый со своей степенью образованности, опытом и мотивацией погрузится в работу с энтузиазмом, рано или поздно придем к положительному результату, который однозначно станет началом нового научно-исследовательского направления или новой синергетической коммуникации. Такой междисциплинарный командный подход работает на глубинную эволюцию персонализированной медицины, а именно на совершенствование профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов, – утверждает Павел Олегович.

Материал опубликован в «Вестнике эндокринологии», выпуск «январь-февраль 2020 года»