В ИРКУТСКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ УСПЕШНОГО ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ОПУХОЛЕЙ И РАКА ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У ДЕТЕЙ

Научное заседание по безопасности в эндокринной хирургии, прошедшее в рамках Регионального эндокринологического съезда «Новые горизонты Сибири и Дальнего Востока», стало площадкой для обсуждения наиболее острых вопросов тиреоидной хирургии. Одним из ключевых докладчиков был заведующий отделением детской хирургии ГНЦ РФ ФГБУ «НМИЦ эндокринологии имени академика И.И. Дедова» Минздрава России (далее – Центр, ЭНЦ), детский уролог-андролог, детский онколог, кандидат медицинских наук Дмитрий Николаевич Бровин, представивший новые данные о диагностике и лечении опухолей щитовидной железы (ЩЖ) у детей.

Узловой зоб и рак щитовидной железы являются самыми распространенными среди опухолей эндокринной системы у детей, хоть и встречаются гораздо реже, чем у взрослого населения. В структуре рака щитовидной железы в более чем 80% случаев - папиллярная карцинома. Заболеваемость по всему миру постепенно возрастает, что также может быть связано с усовершенствованием диагностики заболеваний ЩЖ.

К числу факторов риска относится дефицит йода, радиационное облучение головы и шеи, аутоиммунный тиреоидит и, конечно, отягощённый семейный анамнез. Особое внимание стоит уделить детям с генетической предрасположенностью, так как генетические мутации, например, в гене RЕТ, могут быть предвестниками медуллярного рака ЩЖ и в некоторых случаях требуется профилактическая тиреоидэктомия, т.е. полное удаление щитовидной железы.

Дмитрий Бровин представил клинический случай, наглядно демонстрирующий ценность активного сотрудничества федерального эндокринологического центра с региональными подразделениями Эндокринологической службы России. В августе 2025 года в Центр поступила 15-летняя девочка из Сибирского региона в связи с отягощенным семейным анамнезом: мать девочки скончалась от медуллярного рака щитовидной железы, а у тети по материнской линии также был медуллярный рак и феохромоцитома. При проведении молекулярно-генетического исследования у девочки была выявлена мутация в гене RЕТ, что указывало на высокий риск развития медуллярного рака ЩЖ. Несмотря на отсутствие узлов в щитовидной железе по данным УЗИ и лишь незначительное повышение кальцитонина, было принято решение провести профилактическую тиреоидэктомию. Операция оказалась не только профилактической, но и лечебной – в обеих долях щитовидной железы были выявлены очаги медуллярной карциномы. Таким образом, благодаря своевременному вмешательству детских хирургов ЭНЦ прогноз для девочки-подростка оказался благоприятным, что стало возможным, в том числе благодаря молекулярно-генетическому исследованию.

Особое внимание в своем докладе Д.Н. Бровин уделил органосохраняющим операциям при дифференцированном раке щитовидной железы, количество которых в последние годы у детей значительно увеличилось. По стране более трети операций на щитовидной железе у детей выполняются в «НМИЦ эндокринологии имени академика И.И. Дедова» Минздрава России.

- Мы стремимся к органосохраняющим операциям не столько для сохранения функции щитовидной железы, сколько для того, чтобы минимизировать возможные осложнения, такие как паралич или парез голосовых складок и послеоперационный гипопаратиреоз, – подчеркнул Дмитрий Николаевич. Собственные исследования подтверждают эффективность такого подхода у пациентов, не входящих в группу риска агрессивного течения папиллярного рака щитовидной железы. После выполнения гемитиреоидэктомии (т.е. удаления одной доли щитовидной железы), как показывают результаты морфологического исследования, лишь в 30% случаев приходилось выполнять радикальное вмешательство, а у 70% детей доли щитовидной железы сохранены для дальнейшего наблюдения. Рецидив после гемитиреоидэктомии с центральной лимфаденэктомией был выявлен лишь у 2-х пациентов из 211 оперированных (менее одного процента).

Другим важным аспектом профилактики осложнений в современной детской тиреоидной хирургии является использование нейромонитора – этот инструмент позволяет отслеживать состояние возвратных гортанных нервов в режиме реального времени и предотвращать их повреждение. В современных клинических рекомендациях использование нейромониторинга является обязательным во время операций на щитовидной железе у детей.

Кроме того, были представлены данные о рисках послеоперационного гипопаратиреоза, проанализированные за 4 года работы: среди пациентов с тотальной тиреоидэктомией осложнение возникло в 28% случаев, а среди тех, кому была выполнена гемитиреоидэктомия – не было зафиксировано ни одного случая гипопаратиреоза.

Выступление Д.Н. Бровина на Региональном эндокринологическом съезде в Иркутске стало еще одним подтверждением того, что современная детская тиреоидная хирургия стремительно развивается. Если ещё 20 лет тому назад «золотым стандартом» лечения рака щитовидной железы у детей было полной удаление щитовидной железы, то сегодня есть возможность проведения гемитиреоидэктомии с ипсилатеральной лимфаденэктомией, что уже отражено в обновленных клинических рекомендациях по раку щитовидной железы у детей. Органосохраняющие операции, совершенствование оперативной техники и методов обследования, в том числе молекулярно-генетические исследования, позволяют снизить риск осложнений и рецидива рака щитовидной железы у детей. Опыт Государственного научного центра эндокринологии показывает: своевременная диагностика и точная стратификация риска на дооперационном этапе становятся ключом к радикальности лечения и сохранению здоровья ребенка.

 

Пресс-служба «НМИЦ эндокринологии им. академика И.И. Дедова» 
Минздрава России

6 сентября 2025 года