Президент Центра, академик РАН И.И. Дедов - о 30-летней истории и перспективах развития ЭНЦ

 

Уважаемый Иван Иванович, если посмотреть на тридцатилетнюю историю развития ЭНЦ, то видно, что каждый год Вы открывали профильные отделения, лаборатории, внедряли новые технологии. Только за последние 10 лет - это целых четыре Института - репродуктивной эндокринологии, персонализированной, онкоэндокринологии, Институт высшего и дополнительного образования. А как расширился Институт детской эндокринологии… Сегодня ЭНЦ - это целое государство!

И.И. Дедов: Мой путь начался в 1981 году в отделении гастроэнтерологии в 10 коек, на котором базировался курс эндокринологии факультетской терапии Первого медицинского института имени И.М. Сеченова. Это историческая клиника была первой клиникой медицинского факультета МГУ, когда было принято решение на его базе организовать Медицинский Институт с клиническими базами и т.д. Восемь лет работы в клинике факультетской терапии, где когда-то работали великие Захарьин, Плетнев, Кончаловский, Виноградов… В конце 1988 года мне удалось организовать самостоятельную кафедру эндокринологии на клинической базе в 30 коек. Несколько позже, показав эффективность научной и исследовательской работы кафедры, мы получили дополнительные 40 коек, то есть весь 6 этаж нынешней клиники, которую возглавляет член-корреспондент РАН В.В. Фадеев. Современная медицина развивается настолько стремительно, что инновационные технологии, которые ещё вчера мы считали фантастикой, а СМИ восклицали: «Эврика!» сегодня уже никого не удивляют - они стали «базовыми». Сегодня мы обсуждаем, казалось бы, невероятные, безумные идеи, например - редактирование генома человека. Десять лет назад впервые аргументированно прозвучало понятие «персонализированная медицина». Сегодня оно оформилось в принципиально новую доктрину здравоохранения, в основе которой - предупреждение болезни. Это - профилактическая медицина 21 века принципиально новых смыслов. Она базируется на геномных предикторах риска развития болезни человека и постгеномных маркерах мониторинга здоровья конкретного человека. Основной принцип такой медицины - это предсказывать и предупреждать болезнь, подбирать индивидуальное лечение в соответствии с ранее установленным «генетическим паспортом человека». В Институте экспериментальной эндокринологии и химии гормонов, как назывался в то время ЭНЦ, я появился неожиданно для всех, даже для самого себя. Но это отдельная история. О ней - в другой раз.

Многие пациенты и врачи помнят то, каким был ЭНЦ 30 лет назад - оттого так много восхищения перед ЭНЦ сегодняшним. Как такое стало возможным, Иван Иванович?

И.И. Дедов: Сегодня ЭНЦ - без преувеличения уникальный клинический, научный и образовательный центр, объединяющий под одной крышей все встречающиеся в природе направления клинической эндокринологии. Замечательный коллектив высоких профессионалов компетентно решает трудные задачи многих областей - это редактирование гена, диагностика и лечение орфанных заболеваний и таких распространенных заболеваний как сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, болезни репродуктивной системы. В клинической практике широко используются генетические исследования, клеточные технологии, масс-спектрометрия. В реставрированном основном корпусе мы сделали акцент на доклиническое обследование пациента. Здесь есть всё для того, чтобы провести его оперативно, качественно и в полном объёме - лаборатории, технические установки для проведения МРТ, КТ, УЗИ - исследований, денситометрии. Для пациентов, которые желают провести комплексное обследование без госпитализации работает дневной стационар. Реанимация - что крайне важно - в шаговой доступности. Вы спрашиваете, как такое стало возможным? Не знаю, но верю, что там «наверху» так звёзды сошлись…

Иван Иванович, сегодня все обсуждают возможности генетических исследований. Семейные пары, планирующие стать родителями, возлагают на такие исследования большие надежды. Скажите, пожалуйста, надежды обоснованы?

И.И. Дедов: Генетический прогноз рисков болезней позволяет быстро адаптировать технологии преимплантационной диагностики. Например, процедура экстракорпорального оплодотворения сегодня должна обязательно включать исследование клеток трофэктодермы бластоцисты на 5-6 сутки развития для определения целого ряда хромосомных и моногенных наследственных заболеваний. И только здоровый эмбрион мы переносим в матку. Технологии полногеномного секвенирования позволяют определить наличие у эмбриона хромосомные нарушения, приводящие к различным синдромам, например, Дауна, Эдвардса, Кляйнфельтера, Тернера и другим генетическим нарушениям. В семьях с высоким риском рождения ребенка с моногенным заболеванием, применяя, например, метод КФ-ПЦР (количественной флюоресценции полимеразной цепной реакции), можно избежать рождение больного ребёнка. Благодаря этому в семьях с наследственными моногенными заболеваниями стало возможным рождение здоровых детей. Такой подход делает ЭКО с преимплантационной генетической технологией (ПГТ) привлекательным и для супружеских пар, не имеющих бесплодие, но имеющих высокий риск рождения генетически больного ребенка.

Иван Иванович, в Эндокринологическом центре такие исследования проводятся давно?

И.И. Дедов: В ЭНЦ технологии ЭКО давно освоены и применяются блестяще. Об этом говорит высокий процент положительных результатов ЭКО (62%). За 10 лет мы пополнили население России и помогли семьям практически из всех регионов РФ обрести счастье материнства и отцовства. С нашей помощью на свет появились 1165 детей, из них 612 мальчиков и 553 девочки. Одной из главных задач генетики является редактирование гена - «лечение» мутантного гена. В ЭНЦ молодые коллеги разработали ряд технологий, позволяющих делать это in vivo, что чрезвычайно сложно - не только технологически, но этически. Ведь часто невозможно предсказать все последствия вмешательства - гены сложно функционируют и «увязаны» на разных участках хромосом в единую систему, контролирующую синтез конкретного белка и другие более сложные субстанции, которые приобретают законченное «оформление» в цитоплазме клетки, а затем поступают в кровь. Но какими бы сложными и этически не бесспорными не являются работы в части редактирования гена, наши учёные совместно с учёными МГУ им. Ломоносова и Московского физико-технического института эту работу ведут. Мы организовали небольшой консорциум - инициативную группу по редактированию гена у больных одной из клинических форм адрено-генитального синдрома. Пока - это только начало…

Иван Иванович, ЭНЦ - это и огромная клиническая база, и научный кластер, и образовательный центр. Можно сказать, что какое-то из направлений в приоритете?

И.И. Дедов: ЭНЦ сегодня - национальный центр с прочной репутацией. Здесь работают семь Институтов: диабета, клинической эндокринологии, детской эндокринологии, репродуктивной медицины, персонализированной медицины, онкоэндокринологии, а также Институт высшего и дополнительного профессионального образования. И каждый из них является профильной структурой мирового уровня. Это мощные команды специалистов, лучшая аппаратура — всё, что нужно для проведения диагностики и лечения практически всех форм встречающейся на нашей планете эндокринной патологии. Большой упор мы, конечно, делаем на развитие диабетологической службы, ведь диабет угрожает миллионам россиян. Сегодня в стране официально 4,3 миллиона больных диабетом 2 типа, в реальности – их в два раза больше, а предиабет у 19 миллионов - это реальные цифры, мы проводили крупные всероссийские исследования. Что касается заболеваний щитовидной железы, то 30 % россиян имеют опухолевые образования, так называемые узлы. Это, в основном, последствия йододефицита. Над этой проблемой мы тоже активно работаем, в том числе на законодательном уровне. Что касается репродуктивной сферы, то причиной 70% бесплодных браков являются нарушения нейроэндокринной системы. Так что сегодня актуальными являются фундаментальные и клинические направления всей эндокринологии.

Статус Национального центра - это уже совсем другой уровень?

И.И. Дедов: Центр получил почётный статус, а с ним - большую ответственность и конкретные обязанности. Министерство здравоохранения РФ делегировало нашему Центру ключевые компетенции, в первую очередь это касается развития эндокринологической службы в стране в целом. Мы отвечаем за качество лечения «эндокринологического» пациента, внедрение технологий, проведение научных работ, подготовку кадрового резерва. 18 декабря состоялась коллегия Минздрава, где обсуждались наши предложения по комплексному развитию эндокринологической службы от первичного звена (ФАБов) до клиник губернских городов и ЭНЦ. Мы представили программу развития эндокринологической службы РФ с конкретными данными по каждому субъекту, сделали акцент на чёткую организацию работы специалистов первичного, вторичного и третичного звеньев. Мы предложили развитию материально-технической базы, подготовку кадров и т.д.

Иван Иванович, Вы всегда обращаете внимание на то, что пациенту необходимы забота и доброе отношение. Скажите, пожалуйста, наш пациент, «эндокринологический» - это особенный пациент?

И.И. Дедов: Наш пациент отличается самой организацией нейроэндокринной системы - очень сложной и строго организованной, исключительно точной и очень стабильной. Но если приходит срыв, а затем болезнь, обусловленный высокой (гипер) или низкой (гипо) секрецией – это всегда глобальный процесс, при котором страдают все органы и системы, каждая клеточка организма. Например, при болезни Иценко-Кушинга высокий уровень кортикостероидов, «как цунами» разрушает весь организм. Когда в Центр обращается пациент, страдающий сахарным диабетом, с жалобами на глаза, то нам нужно его системно обследовать – не только зрение проверить, но и состояние сердца, ног, функции почек, сосудов сонных артерий и т.д. Для такой практики и организованы референс-отделения: кардиологии с технологиями стентирования не только коронарных сосудов, но и сонных артерий, аорты, голени, сосудов; отделение диабетической стопы — где осуществляют лечение различных форм поражения ног; нефропатии, центр помповой инсулинотерапии, отдельно выделено направление «Диабет и беременность» и многие другие.

Иван Иванович, расскажите, пожалуйста, какие научные перспективы ждут наш центр?

И.И. Дедов: Главная задача - упрочить наработанную лечебную практику и продолжать внедрять новые технологии - генетические, математический анализ данных, организовывать новые лаборатории - генно-инженерного профиля, радиогеномики, искусственного интеллекта, метаболической ядерной тераностики, и многие другие.

Наши перспективы зависят исключительно от творческой инициативы сотрудников ЭНЦ, прежде всего - молодёжи!

Иван Иванович, а что Вас вдохновляет?

И.И. Дедов: Меня вдохновляет желание как можно больше сделать для людей. А жизнь, здоровье и будущее человека очень зависит от уровня эндокринологической службы в стране. И жизнь мотивирует! В науке, особенно в медицине, невозможно останавливаться! Ведь врачам доверено «Богом - Природой» бесценное - жизнь человека, его здоровье. Поэтому каждый человек и общество в целом всегда будут стремиться к максимальному увеличению продолжительности и качества жизни. Это задача, которую сегодня мы - врачи - ставим перед обществом с одной стороны, а с другой - общество ожидает от нас высокопрофессиональной работы, творческой инициативы, идей на много лет опережающих сегодняшнее статус-кво. Люди так устроены, что хотят жить долго-долго, не болеть и не стареть. Поэтому общество побуждает работать на медицину учёных практически всех направлений: биологов, химиков, генетиков, физиков, математиков, аграриев, палеонтологов и других. Мы внедряем новые технологии, апробируем лекарства, даём добро на их широкое использование. Выходит, что врач - ключевая фигура в развитии общества. На всех этапах развития и особенно сейчас, когда человечество подошло к «критической отметке» - достижению реальной продолжительности жизни в 100 лет. Разумеется, что в таком возрасте происходит знакомство человечества с такими «гнусными» господами, как «Альцгеймер», «Паркинсон» и другими нейродегенеративными болезнями. Наша общая задача - решить и эту проблему. Учёные всего мира трудятся в так называемых инновационных «brain» лабораториях, обладающих огромными интеллектуальными, технологическими и финансовыми ресурсами. Считаю реальным в обозримом будущем продлить и сохранить естественный «человеческий» образ жизни людей до 120-130 лет. Далее начнётся производство искусственных фенокопий…

Иван Иванович, если мы представим первокурсника медицинского института, молодого человека, которому всё ещё только предстоит. Дайте, пожалуйста, этому человеку совет.

И.И. Дедов: Главный совет каждому начинающему врачу - это научиться трудиться, трудиться и трудиться. Как мне когда-то сказал мой шеф: «Человеческий талант - это ежедневно по 7-8 часов трудиться за столом». Учиться не только профессии, но и познавать себя, мир. Важно знать мировую историю и мировую культуру. Но особенно важно хорошо знать историю и культуру своего Отечества, наше духовное начало. Так бывает, что ты ошибся, упал или тебя уронили. Поднимайся и иди вперёд. В нашей бытовой жизни мы иногда слышим, как говорят: «Это гениально!» или «Она - гений!». В этой связи мне хочется привести где-то прочитанный эпизод из жизни великого испанского композитора и виртуозного скрипача Пабло Де Сарасате. После очередного концерта последовали, как обычно, овации, поздравления, и кто-то назвал его гением. На что Сарасате возмущенно сказал: «Перестаньте болтать! Я 37 лет подряд ежедневно по 12 часов не выпускаю скрипку из рук. А вы мне говорите - гений!» Как просто и мудро ответил Сарасате на Ваш вопрос: «Что делать начинающему врачу?» Всю жизнь учиться!

 

Беседовала специалист Пресс-службы Евгения Петрова